Jun. 10th, 2006

gtn: (Default)
Чтобы не повторяться при случае в изложении одного и того же, помещаю здесь копию своего сообщения на форуме клуба Розы Ветровой:

Вы подняли очень непростой вопрос. Вряд ли я смогу на него ответить, так как сам нахожусь в постоянном процессе работы над своим отношением и восприятием не только классической музыки но и всего остального. Могу только сделать какие-то промежуточные обобщения, хотя сумею ли сказать точно...
Начну с того, что все с детства соглашаются с недостатком своих знаний и опыта, перед лицом скажем взрослого человека, старшеклассника, учителя и просто специалиста в какой-нибудь специальной области. Но мало кто, или вообще никто никогда не соглашается с недостатком умения воспринимать. Каждый потому что ощущает вполне законченную полноту и ПРАВИЛЬНОСТЬ своего восприятия в любом возрасте. В три года ребенок уже начинает учить родителей что и как нужно делать... Что уж тут говорить?
Можно образно сказать что мешок наших понятий о мире всегда полон. Если он пополняется новым опытом, то незаметно для нас достраивается и картина мира, включая новые ощущения и понятия.
Человек всегда соответствует самому себе, поэтому никогда не ощущает нехватку опыта восприятия.
Правда, несмотря на это, взрослые люди все-таки обучают детей музыке и другим искусствам, требующим нового перемещения своего внимания на
непривычные области. Правда и то, что дается это с трудом, - против этого восстает вся защитная реакция экономного сознания, если ребенок не одарен от природы исключительными способностями в виде энергии или тончайшей восприимчивости, вроде уникального слуха.
Человек обучающийся музыке впервые убеждается, что и его саму способность что-то воспринимать, переживать и удерживать внимание можно развивать направлять и изменять в разных направлениях.
Кроме того его учат наполнять исполняемые звуки разным осознанием, и он видит как от разного осознания начинает по-разному звучать.
На первых порах его учат наполнять ноты примитивным осознанием настроения. Это грустно это весело, это активно и громко, то - осторожно и тихо...
Постепенно приучая находить в музыке весь спектр человеческих чувствований.
Есть такие сложные чувствования, как например у Шуберта - взгляд на ликующую улицу сквозь слезы или вообще отлетевшей по смерти души. Только так зачастую можно добиться у студента нужного двойственного выражения например в ЗП ми-минорной трагической сонаты (первой части).
В музыке очень важно наполнение каким-то осознанием извлекаемых звуков. Вот тут и лежит водораздел между классическим искусством и разного рода развлекающим.
Всякое ли наполнение пристало искусству звуков?
Конечно можно представлять и футбольный матч и драматический спектакль. Музыка стерпит все... Но будет ли такое наполнение адекватным - присущим и конгениальным тем осознаниям композитора, которые её породили?
Тут можно привести слова Ахматовой про сор, из которого растут стихи. А некоторые композиторы тоже не согласятся, что их музыка рождена исключительно из высокого состояния души и вдохновения непременно. А вообще понимает ли вполне сам композитор откуда в его душе появляются звуки? Может быть правильнее было бы читать в строках Анны Андреевны удивление перед удивительной живой силой ростков творчества, пробивающий всякий сор и взрывающий даже асфальт мостовой, "не ведая стыда" - то есть вне морали и даже мыслей создателя. (А то мы не знаем, какие "shwoloschy" иной раз в жизни эти самые создатели...)
Можно констатировать что творческая сила хоть в чем-то и подвластна композитору и поэту, но фактически во многом от него независима. Вдохновение не приходит к лентяям, говорил Чайковский, но согласитесь, что уж если его нет, то вряд ли можно полноценно заменить это отсутствие ремеслом и техникой.
Таким образом смею предположить, что творческая сила это нечто независимое от содержания мешка понятий и не будет адекватным и конгениальным наполнять произведение искусства (осознавать) чем-то пусть даже самым возвышенным из этого "мешка" человеческого системного реестра. Но еще большим заблуждением будет привязывание к музыкальному искусству наиболее пошлых и бытовых осознаний, как это наблюдается все чаще в наше время.
Высокое хоть где-то смыкается с абстрактным, оно ближе к стратосфере человеческого духа.
Вот в Вашем сообщении, ув. Генн Вы говорите о музыке эпохи Барокко. Она "притягивает наверх" лучшие Ваши состояния, которые вы так цените - покой, возвышенность, прохладу. В каждом человеке содержится все - весь мир, и он волен из этого мира доставать и развивать те свои свойства, которые ему ближе и которые он ценит. Музыка - один из катализаторов всего человеческого вечного и наиболее ценного, что есть в нашей жизни. Но это ценное не из области понятий. Это из области какой-то скрытой сути человека, его бытийной и генетической основы. Не давать забивать этого тонкого ощущения мыслям, тем более грубым мыслям - "якорям" НЛПистского направления, вроде - "Моцарт это Пугачева своего времени" - просто долг всякого нормального человека.
Моей парадигмой на данный момент является понимание того, что внимание и осознание нам дано, как и другим живым существам просто как свойство, без непременного ярлыка - "человеческое", "собачье", "воронье". Мы сами делаем его человеческим, заполняя с рождения под давленим других людей именно "человеческим" содержанием, хотя воспитай нас собаки, то и содержание осталось бы собачьим.
В этом есть и своя сила - действительно, люди создали много прекрасного и возвышенного, что вполне оправдывает их существование и что мы вольны выбирать как содержание нашей жизни.
Но есть и много нежелательного - так, массовое сознание отнюдь не склонно к стремлению наверх человеческих достижений разума и духа. Наоборот, мы видим что в целях прибылей и торговли можно в массовом порядке попрать все человечекое, ибо рекламная игра на низких инстинктах и страстях прибыльнее и безотказнее. А управление "стадом" всегда удобнее, так как позволяет усадить за свою примитивную шулерскую игру почти всех, и они даже не поймут в какой игре участвуют.
Ну да оставим это.
Так вот, в рамках моей сегодняшней "парадигмы" мне представляется необходимым во-первых научиться оторвать саму способность внимания и осознания от инвентарного человеческого списка. Выделить "путем перегонки", так сказать, чистое внимание и способность осознавать. А во-вторых, применительно к музыке - уметь удерживать независимое чистое внимание и незамутненное ничем осознание на звуках и музыкальном материале.
Не подумайте только, что избавленная от человеческого реестра и описания, музыка потеряет все и станет пустой и примитивной. Совершенно напротив! В ней останется и жизнь и настроение и сама божественная природа и сила жизни.
А теперь подумайте сами - не в этом ли гипнотическая сила самых великих.
А может быть и истоки рождения всякого искусства, самодостаточного и вечного во времени.
А "попса"... ну что же. Полностью привязанная к привычкам оперативного разума, бытовым расхожим темам и тысячу раз пережеванным музыкальным интонациям - она была и остается бескрылой и без единого шанса возвыситься до искусства. Единственное что делает её мало-мальски сносной - живая интонация человеческого голоса, и то если он не пошл и не вульгарен.
Так что попсе до Моцарта так же далеко и недоступно, как в другое измерение с собственным мерседесом и охранниками.
gtn: (Default)
черт! ну самая первая задача всех родителей на свете научить делать что-то в полном отрыве от смысла и нужности действия. Как же трудно заставить себя просто действовать ради действия...
Но я все! - встаю и действую.
gtn: (Default)
Когда я был маленьким, я страстно, просто до ужаса, хотел стать летчиком. Я заглядывался на небо выискивая в нем пролетающие серебристые истребители с белой полоской форсажа. Взрослые (отец) своеобразно использовали это мое желание. Мне постоянно внушали мысль, что летчики - люди совершенно необыкновенной воли, что учиться я должен (и в музыкальной школе тоже) на одни пятерки. Вставать я должен в 6 утра а то и раньше, обливаться холодной водой и бежать на стадион, бегать прыгать и подтягиваться, что впрочем я и делал довольно долгий период, пока не сломал палец на руке во время футбола.
Я также должен был любить убирать за собой, все содержать в порядке, выполнять все поручения родителей. Воспитывать, короче - волю. Причем требования к воле были совершенно божественного порядка. Я со стыдом осознавал, что я страшно далек от того чтобы даже хоть чуть приблизиться к заветной мечте.
Позже взрослея, я влюбился в одну девочку, любовь к которой вытеснила любовь к небу, а когда она поступила в музыкальное училище, то я недолго думая поволочился туда же. Кажется музыка вполне заменяет полет... вектор моей жизни изменился.
А вот думаю... чего бы родителям не сказать просто - готовься после школы в военное училище поступать. Учи такие-то предметы. С моим здоровьем этого было бы достаточно.
gtn: (Default)
Замечательная многими качествами, а иногда просто невероятная по кристальной чистоте звучания любовная лирика Людмилы Романовой, с которой я познакомися сегодня. Даже не верится, что такой человек постучался в аську...
Почитайте!
http://www.stihi.ru/author.html?tp5339

Profile

gtn: (Default)
gtn

November 2011

S M T W T F S
  123 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 21st, 2025 10:17 am
Powered by Dreamwidth Studios